Карта сайта
17 апреля 2015, 09:06

Дмитрий Коган: Люди в Иркутске потрясающие! Публика - просто восхитительна!

Фото: irkutsk.er.ru, М.Свинина
Фото: irkutsk.er.ru, М.Свинина
Заслуженный артист России, всемирно известный скрипач Дмитрий Коган 14 апреля выступил с единственным концертом «Пять великих скрипок» в Иркутском музыкальном театре им. Загурского

- Люди в Иркутске потрясающие. Публика меня покорила еще в мой первый приезд, но вчера было что-то особенное. Я даже специально репертуар поменял, сыграл то, что не планировал. Публика просто восхитительна!

Заслуженный артист России, всемирно известный скрипач Дмитрий Коган 14 апреля выступил с единственным концертом «Пять великих скрипок» в Иркутском музыкальном театре им. Загурского.

Перед концертом маэстро пообщался с журналистами и учащимися музыкальных школ, которые занимаются по классу скрипки.  Отвечая на вопрос о том, как возник проект «Пять великих скрипок», маэстро рассказал, что в 2011 году предприниматель Валерий Савельев решил за счет собственных средств приобрести скрипку высочайшего класса, такую, каких в нашей стране нет, и обратился к Дмитрию Когану за советом. И, когда коллекционеры привезли для оценки несколько инструментов, у музыканта-виртуоза возникла идея концерта, в котором слушатель мог бы оценить звучание каждого инструмента. Ну не в гостиничном же номере играть на них!

- Впервые пять скрипок прозвучали на концерте-презентации в Колонном зале Дома Союзов, - рассказывает Дмитрий Коган. - Ажиотаж, который вызвал этот концерт, был невероятный, ошеломительный.

Тогда, в 2011 году, у зала, вместимостью около полутора тысяч зрителей, собралось около трех-четырех тысяч. Директор зала испугался, что если желающие попасть на концерт хлынут в зал, там рухнут балконы.

- Этот концерт запал мне в душу, и я решил его повторить, -сказал музыкант.

По словам маэстро, в то время Фонд поддержки уникальных культурных проектов принял решение о приобретении скрипки «Робрехт», созданной в 1728 году Антонио Гварнери. Кстати, этот инструмент принадлежал казненной на гильотине королеве Франции Марии-Антуанетте.

Что касается пяти скрипок, которые приняли участие в том концерте, уже четвертый год подряд эти инструменты на 6-8 концертов раз в год приезжают в Россию. Дело в том, что очень сложно их собрать, договориться с партнерами. Кроме того, очень сложно соблюсти технические условия: это меры безопасности, хранения, климат-контроль и т.д. 

В этом году счастливчиками, которые удостоились чести принимать пять великих скрипок семь городов: Челябинск, Иркутск, Петрозаводск, Тула, Абакан, Петропавловск-Камчатский, Астрахань. Музыкант поделился, что это была мечта - дать возможность россиянам слушать эти инструменты. Музыкант отметил, что Иркутск, в отличие от других городов, избалован тем, что великие музыканты и удивительные инструменты - частые гости города. И в этот раз иркутяне смогли послушать уникальные инструменты, сравнить их звучание, почувствовать разницу. 

По словам Дмитрия Когана, в России практически нет подобных инструментов, потому что во время революции они были экспроприированы у аристократов и переданы в государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов. Удивительные, превосходные скрипки были, а ухаживать за ними – некому.  Реставраторов такого класса не было. Так что теперь инструменты есть, но они испорчены некомпетентными, непрофессиональными реставраторами на протяжении века.

- Это также как машину, участвующую в гонках «Формулы-1», загнать в автоцентр на окраине Иркутска. Будет ли потом эта машина конкурентоспособна? Думаю, вряд ли. Скрипки лежали как экспонаты почти сотню лет и теперь, к сожалению, не могут конкурировать со своими собратьями, которых холили и лелеяли».

Общаясь с журналистами, Дмитрий Коган отметил, что Иркутск – единственный город, в котором концерт «Пять великих скрипок» сумели сделать благотворительным.

- Это высокобюджетный проект: страховки, транспортировка, вы понимаете, что это такое… Мы разговаривали с Сергеем Фатеевичем Брилкой, с Виталием Владимировичем Барышниковым, они сказали, что спонсоры решили подарить этот концерт жителям города. Это огромная социальная ответственность, потому что в других регионах билеты на этот концерт достаточно дорого стоят».

Музыкант-виртуоз сердечно поблагодарил спонсоров, которые откликнулись на эту идею. 

Конечно, журналисты не могли не спросить о любимой скрипке.

- Могу вам сказать честно, что если я сейчас скажу об одной, другие обидятся. Они живые, они ревнуют. Считайте, что у меня отношения сразу с пятью женщинами, - пошутил маэстро. - И они об этом знают, находятся рядом, и если я предпочту одну из них, сговорятся и отомстят мне. Для меня они все равны, все любимы. Они абсолютно разные, их нельзя сравнивать, как нельзя сравнить омуль с пирожным. Но Гварнери – моя основная скрипка, я с ней концертирую», - все же признался маэстро.

Репертуар, к слову, был подобран с учетом акустики зала Иркутского музыкального театра для каждой скрипки специально. Как отметил скрипач: «Нас трое в этом процессе: инструмент, зал и исполнитель». Учитывался и уровень подготовки слушателя. Как отметил Коган, всегда есть разница между восприятием публики в разных городах и странах. Тем не менее, у него есть свои предпочтения, например, на скрипке Амати, которой более 400 лет, он предпочитает играть старинную музыку, на Страдивари – музыку, которая максимально отражает божественный тембр инструмента, на скрипке Гваданини – что-то мощное, мужское. На скрипке Вильома – что-то французское, а на скрипке Гварнери – что-то энергетически безумно сильное. 

-  Знаете, в концерте «Пять скрипок» я стараюсь не играть монументальных произведений, чтобы одна скрипка во временном и энергетическом отрезке не перевешивала, а во время концерта мне захотелось сыграть монументальное произведение Баха. Чакона программно в этот концерт не очень вписывалась, но энергетически мне показалось, что это произведение исполнить надо, что публика его почувствует.

Про этот баховский скрипичный шедевр ценители классической музыки говорят, что это чудо из чудес. О «Чаконе» много написано исследователями и поэтами. Иркутяне этот подарок оценили: зал взорвался бурными аплодисментами и криками «браво».

Бережно доставая инструмент из кейса, маэстро представлял публике каждую скрипку и ее создателя.  

- Страдивари и Гварнери – это как белое и черное, как северный и южный полюс. Страдивари был богат, его жизнь была долгой и богатой, он умер в окружении детей и внуков. Гварнери едва дожил до 40 лет. Он не был известен, был абсолютно не востребован, умер в нищете, похоронен в общей могиле и даже место его захоронения неизвестно. Но в отличие от Страдивари он принадлежал тому типу художников, которые созидают для будущего. Он создал инструмент опередивший время, ка минимум на полтора века. Концерты тогда проходили в маленьких помещениях, и звук его скрипок казался современникам, в отличие от Страдивари или Амати – грубым. У него звук концентрированный, которому нужен размах. Он создал инструмент, который сейчас в современных концертных залах, рассчитанных на две - четыре тысячи зрителей без усилителей звучит изумительно, потрясающе ярко, с фантастическим тембром. Полжизни Гварнери провел в тюрьме. Тюремщик продавал его скрипки за долги, поэтому до наших дней дошло всего около 50-ти его инструментов.  Первым оценил скрипки Гварнери Николо Паганини. Скрипка «Cannone» стала любимым инструментом: музыкант завещал ее своему городу Генуя, где она хранится до сих пор, - рассказал Дмитрий Коган.

К слову сказать, в прошлый свой приезд в Иркутск, в 2013 году в рамках культурно-просветительской акции «Время высокой музыки, на легендарной скрипке «Робрехт», которую создал Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (по прозвищу дель Джезу), Дмитрий Павлович исполнил произведения Иржи Бенда, Джона Уильяма и Бенжамена Годара, которые ранее не исполнялись в Иркутске.

Рассказывая об единственном французе среди итальянцев, Коган сказал, что Вильом всю жизнь мечтал создать инструмент, который бы не уступал великим творениям итальянцев. - Ему удалось приблизиться к великим оригиналам. Его инструменты настолько похожи, что даже сейчас, в 21 веке с колоссальными технологиями, многие эксперты иногда принимают его инструменты за Страдивари или Гварнери.

На следующее утро после концерта маэстро встретился с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко. Затем скрипач предложил почтить память великого российского писателя, нашего земляка Валентина Распутина. Возложив цветы на могилу писателя, который похоронен у стен Знаменского кафедрального собора Иркутска, Дмитрий Коган также поклонился мощам Святителя Иннокентия Иркутского, которые покоятся в этом храме.

В архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» маэстро осмотрел комплекс «Волостное правление», церковно-приходскую школу, усадьбу псаломщика и уникальные памятники истории и архитектуры: Спасскую проезжую башню и Казанскую церковь Илимского острога.

- Мне понравилась атмосфера, обстановка, которая так отражает повседневную жизнь людей: детей, учительницы, волостного управляющего, заключенных… Знаете, мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей знали об истории России, и чтобы средства массовой информации показывали такие удивительные места, которые дышат историей. 

Во дворе одной из старейших усадеб 19 века маэстро сыграл на одном из своих уникальных инструментов.

И, конечно, маэстро побывал на Байкале. На вопрос: «Еще к нам приедете? Маэстро улыбнулся: «Я очень этого хочу».

Напомним, организатором мероприятия выступило Иркутское региональное отделение партии «Единая Россия» при поддержке Фонда им. Когана, правительства Приангарья, администрации города Иркутска, областной филармонии и Музыкального театра. Генеральный спонсор проекта - «Иркутская нефтяная компания».

Спонсоры проекта: холдинг «Авангард», ОАО «Евросибэнерго», Иркутское региональное отделение Дальневосточного филиала ОАО «Мегафон», ООО «Саянский бройлер», группа предприятий «Янта», ОАО «Корпорация «Иркут», Байкальский банк ОАО «Сбербанк России», ООО «Охранное агентство «Арсенал», группа «Илим», «РусАл».

Справка. Дмитрий Коган – заслуженный артист России, почетный профессор Афинской и Уральской Государственных консерваторий, Ульяновского Государственного Университета. С апреля 2013 года возглавляет Международный фестиваль «Кремль музыкальный», основателем которого был великий русский пианист, друг и наставник Дмитрия Когана — Николай Петров. В феврале 2014 года Дмитрий Коган назначен художественным руководителем одного из ведущих музыкальных коллективов столицы - оркестра «Московская камерата».

ФОТО

Ссылка для блогов