Карта сайта
6 октября 2014, 04:23

Лабыгин: Приангарью нужны единые социальные стандарты

В этом убежден председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин. Выполнение этой задачи он считает приоритетной в своей парламентской деятельности.

- Андрей Николаевич, в областном бюджете на программы по здравоохранению, социальной защите и образованию приходится почти 70 млрд рублей. Это достаточно серьезный по социальной направленности бюджет. Как депутаты могут контролировать эффективность расходов бюджетных денег?

- Это возможно благодаря тому, что бюджет перешел на программное целевое финансирование. Раньше этот документ представлял собой смету расходов и доходов, где единственным критерием оценки было, по сути, освоены средства или нет. Зачастую под конец года оставались неосвоенные деньги, которые тратили на что придется. Такого быть не должно. Сейчас подход к формированию бюджета в корне изменился. Есть 17 государственных программ, а также индикаторы, которые отслеживаются по результатам выполнения проектов. На мой взгляд, это позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, направляемые на выполнение социальных обязательств. В здравоохранении это, например, такие показатели, как время выезда скорой помощи, снижение смертности и т. д. Вопрос освоения средств остается, но это не самое главное. Ты можешь сэкономить, внести изменения в программу, но должен достигнуть цели, а цель - это приближение жизни людей к тем стандартам, которые установлены на федеральном или на областном уровне. Например, дети должны меньше болеть, потому что мы должны заниматься профилактикой и диспансеризацией, ведь легче и дешевле предотвратить заболевание, чем его лечить.

- Задача власти - создать комфортные условия проживания. Но как это возможно сделать на такой огромной территории, которую занимает Иркутская область, где есть перепады по уровню жизни?

- Эта задача выполнима, если мы создадим единые стандарты проживания для людей по доступности услуг. То есть чтобы качество жизни в отдаленных территориях было таким же, как и в областном центре. Чтобы человек в Катанге имел возможность получить консультации узких специалистов, чтобы его условия проживания в части транспортной доступности, медицинского обслуживания, занятий спортом не отличались от того, что имеет житель Иркутска. А проживая на севере региона, гражданин должен пользоваться еще и дополнительными мерами поддержки со стороны государства.

- Какие законодательные инициативы своих коллег из Госдумы вы поддержали?

- Когда было принято решение отказаться от перевода времени осенью и весной, в Госдуму начали поступать многочисленные обращения от граждан с требованием «вернуть время назад». Необходимость данного решения подкреплялась выводами научных и медицинских работников, практических специалистов, биологов о вреде здоровью от десинхронизации биологических ритмов с новой системой времяисчисления. Поэтому наши коллеги в российском парламенте выступили с инициативой установить «московское время» равным национальной шкале времени России, соответствующей всемирному координированному времени UTC+3 часа. В проекте федерального закона предусматривалось установление часовых зон с учетом максимального приближения к часовым поясам всемирного координированного времени UTC. Это позволит устранить вредное влияние на здоровье наших граждан существующего опережения времени, будет способствовать снижению заболеваемости и смертности в долгосрочной перспективе, положительно отразится на темпах экономического роста. Наш комитет посчитал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени» значимым, поэтому мы его поддержали.

- А если говорить об областных законах, что бы вы отметили?

- Члены фракции «Единая Россия» внесли на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области». Необходимость принятия данного закона обусловлена тем, что туберкулез включен в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, что требует повышенного внимания государства и вызывает необходимость проведения комплекса мероприятий, в том числе профилактических, в целях недопущения его дальнейшего распространения.

Депутатами, в частности, предлагалось предусмотреть информирование населения муниципального образования о возможности распространения опасных для здоровья окружающих заболеваний, о возможности эпидемии, а также оперативный межведомственный обмен информацией о лицах, больных активной формой туберкулеза, освобождающихся из мест лишения свободы. Принятие данного закона будет способствовать уменьшению распространения туберкулеза на территории Иркутской области.

- Для Иркутской области актуальна проблема не только туберкулеза, но и наркомании, и СПИДа. Комитет провел два круглых стола, где обсуждались меры по борьбе с этими социальными явлениями. Каковы их результаты?

- Актуальность темы круглого стола по наркомании обусловлена тем, что предотвратить заболевание легче, чем лечить. Это экономически более выгодно: лечение - дорогостоящая процедура, длительная по времени, и, если люди заболевают наркоманией, мы теряем часть трудоспособного населения. Особое внимание необходимо уделять профилактике зависимостей среди несовершеннолетних.

В ходе круглого стола все участники сошлись в едином мнении, что наиболее важными условиями для снижения уровня заболеваемости наркоманией в Иркутской области являются осуществление эффективной профилактики данного заболевания, формирование здорового образа жизни среди населения и раннее выявление лиц, незаконно употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, а также своевременное предоставление таким лицам медицинской помощи и социальной реабилитации.

Распространение ВИЧ-инфекции, как известно, оказывает деструктивное воздействие на социальное развитие государства, вызывает рост смертности, снижает качество и продолжительность жизни. В ходе круглого стола все участники сошлись в едином мнении, что снизить рост ВИЧ-инфекции могут только эффективные и регулярные массовые профилактические мероприятия. По итогам круглого стола были выработаны рекомендации.

- Над какими законодательными инициативами вы будете работать как депутат и как председатель комитета по здравоохранению и социальной защите?

- У нас есть цель - создание условий по предоставлению жилья работникам здравоохранения Иркутской области. Для учителей такие программы есть, а вот для врачей пока нет. Мы изучаем, как можно эту проблему решить, потому что должен быть качественный закон. Молодые врачи будут приезжать работать, но нужны определенные условия, и в первую очередь жилищные. Мы должны привлечь имеющийся опыт других регионов, который показывает, что это работает, привлекает специалистов в здравоохранение. Есть нерешенные моменты, связанные с бесплатными и платными медицинскими услугами, – как сделать, чтобы это упорядочить. В сфере социальной защиты изучаем меры социальной поддержки отдельных категорий граждан - смотрим, чтобы ни одна категория, нуждающаяся в поддержке, не осталась обделенной государством. Для нас главное, чтобы не было популистских законов. Все взятые нами обязательства мы обязаны выполнить.

Юрий Юдин

Ключевые слова: депутат, ЗС, интервью, Лабыгин
Ссылка для блогов