Карта сайта
22 мая 2013, 05:13

Сергей Ерощенко. Год на посту губернатора Иркутской области: итоги, мнения, оценки

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Фото: А.Фёдоров
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Фото: А.Фёдоров
19 мая 2012 года Сергей Ерощенко был назначен исполняющим обязанности губернатора

Иркутская область, 22.05.13 (ИА «Телеинформ»), - Год на посту – традиционная в работе любого губернатора веха, которую нельзя обойти вниманием. Для Сергея Ерощенко, с 29 мая 2012 утвержденного губернатором, приближается дата подведения первых (хоть и промежуточных) итогов. Что удалось, а чего не получилось сделать за это время? Как складывались отношения с «группами влияния»? Как строилась команда? Об этом и о многом другом мы спросили у иркутских экспертов.

«Телеинформ» постарался уйти от «формально-ритуальных реверансов» в адрес первого лица и непредвзято оценить работу губернатора, с которым многие связывают большие надежды на развитие Иркутской области.
 
Напомним, 19 мая 2012 года Сергей Ерощенко (после отставки Дмитрия Мезенцева) был назначен исполняющим обязанности губернатора, что стало полной неожиданностью для многих. Через несколько дней (24 мая) президент Владимир Путин внёс кандидатуру Сергея Ерощенко на утверждение в Законодательное собрание Иркутской области. 29 мая 2012 года депутаты ЗС подавляющим большинством голосов (38 «за», 4 «против», один бюллетень испорчен) утвердили Сергея Ерощенко на посту губернатора.
 
Новый глава области довольно динамично включился в решение многочисленных проблем, накопившихся в регионе за время «губернаторской чехарды» (напомним, с 2005 года в Приангарье сменились пять губернаторов – абсолютный рекорд среди российских регионов).
 
- Прошедший год для Сергея Ерощенко имеет, кроме пифагорейского (то есть числового), еще одно (символическое) значение, - отмечает политолог Сергей Шмидт. - Примерно год можно создавать и поддерживать положительный имидж за счет того, что ты выгодно отличаешься от предшественника. Примерно за год о предшественнике забывают, и политику уже приходится действовать, так сказать, с опорой на собственные силы. С учетом сказанного, готов сделать вывод, что для Ерощенко первый год на посту главы региона сложился как вполне удачный - в том смысле, что область действительно увидела губернатора, который готов решать проблемы региона, а не конструировать и управлять своим медиаобразом. Стоит отметить, что в случае с Ерощенко это была реальная активность, а не какая-то изощренная пиар-стратегия. Но в следующем году общественный запрос уже будет ориентирован на реальные результаты.
 
- За этот год пройден этап адаптации, есть решения, действия, - считает директор Байкальского аналитического центра Сергей Ильин. - Если оценивать деятельность Сергея Ерощенко в целом, то следует сказать, что на фоне предыдущего губернатора он отличается рядом преимуществ. Прежде всего, Ерощенко - человек дела. Кроме того, он провёл не разовую, но постепенную кадровую ротацию. К должностям в правительстве пришли значимые фигуры, и, судя по последним отставкам, процесс кадровой ротации продолжается.
ГОНКИ ПО «ВЕРТИКАЛИ»
 
Оценивая эффективность работы губернатора, имеет смысл более подробно остановиться на нескольких (наиболее, на наш взгляд, значимых) критериях. Среди них – умение выстраивать отношения с самыми разными группами: вышестоящей властью, региональной элитой, жителями региона, субъектами экономической деятельности, а также с собственной командой. По мнению ряда экспертов, взаимодействие Сергея Ерощенко с «исполнительной вертикалью власти» в первый год было вполне конструктивным.
 
- Мы видим, что после семи лет руководства областью губернаторами, которые являлись выходцами из других регионов - Тишанина, Есиповского, Мезенцева - регион, наконец, возглавил человек, который здесь родился и является представителем местной элиты, - комментирует политический обозреватель Юрий Пронин. - Хотя я также считаю некорректным сравнивать Ерощенко с Говориным и Ножиковым, поскольку те были избраны всенародно. Делаю оговорку не к тому, что бы принизить заслуги нынешнего губернатора, а чтобы было ясно, что он более стеснён в возможностях. Особенно по отношению к федеральному центру. Хотя огромную работу он проводит именно по линии вертикали власти. Губернатор предпринимает большие усилия, ставит «больные» вопросы перед федеральным руководством, но его возможности небезграничны. У Ножикова и Говорина было большее пространство для манёвра, а Ерощенко более административно зависим. Тем не менее, мы видим, как активизировалась реализация в области федеральных целевых программ, одновременно проходит большая работа по бюджету области, который, кстати, продолжает расти. Также у нас хорошие показатели экономического роста в целом.
 
Кандидат политических наук Алексей Петров также считает контакты Сергея Ерощенко с «вертикалью» вполне эффективными. Однако статус не избранного народом, а назначенного президентом губернатора является серьезным сдерживающим фактором.
- Ерощенко прекрасно понимает, что уровень свободы действий, в том случае, если он победит на губернаторских выборах, будет другим, - отмечает политолог. - Пока же он назначенец со всеми вытекающими отсюда ограничениями. К примеру, такими, как невозможность осуществлять самостоятельную стратегию в отношениях с партиями. Посмотрите на историю с региональным отделением «Гражданской платформы»: только-только появилась надежда хоть на какую-то политическую конкуренцию на выборах, и снова мы видим, что ставка делается только на ЕР. Политическое пространство опять сжимается. Так что пока Сергей Ерощенко - человек системы, встроенный в «вертикаль». Конечно, речь не о том, что вообще нет никакой свободы и «шаг в сторону – расстрел» (у губернатора есть карт-бланш и определенный ресурс доверия со стороны президента), но он знает предел, куда нельзя. Был бы избранным губернатором – вопрос по иркутским вузам (я имею в виду ситуацию по ИГЛУ) был бы решен более уверенно. А сейчас все в подвешенном состоянии.
 
- Отношения с федеральным центром носят деловой, рабочий характер, - убежден Сергей Ильин. - Определённые противоречия, конечно, есть всегда, но они не сильно влияют на конструктивность.
 
Более осторожен в оценках завкафедрой конституционного права Юридического института ИГУ, профессор Сергей Шишкин:
- Не стоит делать скоропалительные выводы: у губернатора впереди серьезный рубеж – 8 сентября. От того, как пройдут выборы в ЗС, многое будет зависеть, - напоминает эксперт. - Пока же есть ощущение, что режим карт-бланша «истончается». Не все действия Сергея Ерощенко одобряются федеральным центром – порой, его «поправляют». Вероятно, именно необходимостью «скорректировать» была продиктована встреча в Сочи Владимира Путина с нашим губернатором. Конечно, мы не знаем, о чем шел разговор за закрытыми дверями, но по протокольной части тоже можно судить о чем-то. Заметным становится нарастание количества негативных сюжетов об Иркутской области на федеральных каналах. К примеру, показывают, как горит дом, а внизу написано: «Иркутская область». На тот момент, может, сотни домов горят в России, но показывают почему-то именно наш регион. Конечно, напрямую это к губернатору отношения не имеет, но негатив накапливается.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ «ОЧАГИ»
 
Еще один важный критерий оценки губернаторской эффективности – работа с муниципалитетами, в последние годы достаточно хлопотная. Усолье, Братск, Иркутск, Ангарск, Тулун, Байкальск – вот далеко не полный перечень «очагов напряженности», территорий, где тлеют или вовсю полыхают конфликты внутри и вокруг местной власти. В ряде муниципалитетов «пожары» удалось погасить, но кое-где все еще неспокойно.
 
По мнению Алексея Петрова, серьезным минусом для действующего губернатора является то, что не достигнуто взаимопонимание с мэром Иркутска Виктором Кондрашовым. Эксперт отмечает некоторую демонстративность в том, что губернатор не был на отчете мэра.
- Видно, что черная кошка между ними бегает, - замечает эксперт. - Кроме того, Сергей Ерощенко неоднократно критиковал городские власти. Никто не говорит, что Кондрашов вне критики и его нужно все время по голове гладить. Но другой вопрос - насколько удачный момент выбирается для критики его действий.
 
В ряде муниципалитетов мэры губернатора просто боятся – прямо скажем, не самая конструктивная эмоция в отношениях между уровнями власти. Есть территории, где острые вопросы так и не сняты. К примеру, объединение двух МО – Ангарска и Ангарского района, в свое время разделенных искусственно, тема референдума, который так и не состоялся. Сколько МО должно быть в Ангарске – вопрос политический и очень болезненный. И там все «тлеет».
 
По Усолью. Кризис власти там был разрешен исключительно благодаря губернатору, но потом все это вылилось в раскол в городском отделении ЕР.
 
Могут усилиться протестные настроения в Братске: конфликт во власти там присутствует. Не совсем понятна ситуация в Усть-Илимске, где в свое время мэр Владимир Ташкинов добровольно-принудительно вступил в «Единую Россию». Общий фон там неспокойный – в связи с проблемным переселением из зоны затопления БоГЭС.
 
Все это, вероятно, каким-то образом отразится осенью на результатах голосования по выборам в ЗС.
А вот у руководителя проекта «Кто есть кто в Байкальском регионе» Максима Зимина иной взгляд на эффективность взаимодействие губернатора и мэра областного центра:
 
- Губернатор решил главную задачу – он разрушил (пусть и не до конца) коррупционные схемы в работе мэрии Иркутска, пресек «манипуляции» с земельными участками некоторых персон – в частности, Евгения Девочкина. Не знаю, из каких побуждений он это сделал, но зарвавшихся иркутских чиновников он приструнил. Что касается в целом ситуации на местах, то по итогам 100 дней я уже говорил, что губернатор одной из целей ставил помочь муниципалитетам. Во всяком случае, такие заявления звучали. Но не все вышло гладко – были в течение этого года и конфликты с мэрами. Однако, губернатор в дальнейшем «умерил тональность» в этом диалоге. К примеру, примирился с мэром Ангарска Владимиром Жуковым, против которого «играл» на выборах. Губернатор понял, что Жуков – человек на своем месте, и очень важно грамотно выстроить отношения с первым лицом в третьем по величине городе области.
Вообще, у муниципалов сейчас очень непростые времена, причем, вовсе не по вине губернатора. Дело в том, что в бюджетах нет средств на покрытие вдруг возникших расходных обязательств – я имею в виду так называемые «майские декреты» (указы) Владимира Путина по повышению зарплат бюджетникам. Причем, повышение это не было заложено в бюджетах – ни в региональном, ни в местных, однако, легло именно на «низовые» уровни власти. Так, повышение зарплаты работников детсадов производится за муниципальный счет. Между тем, средств в местных бюджетах хватает сейчас только на выплату зарплат и отпускных. К июлю же денег не останется вовсе. Чем расплачиваться с подрядчиками? Сворачивать проекты? Видимо, да. При этом региональная власть решила повысить зарплаты главам муниципалитетов низового уровня. Конечно, губернатора можно похвалить за это повышение – оклады у местных глав действительно небольшие. Но побочный эффект не очень хорош, поскольку это повышение не было предусмотрено в областном бюджете. Из каких денег будут увеличивать зарплаты главам поселений? Из муниципальных. Косвенно все это влияет на отношения между местной властью и губернатором.
 
Гораздо более позитивно оценивает муниципально-губернаторское взаимодействие Сергей Ильин:
 
- Я бы сказал, что налицо тесное сотрудничество губернатора с муниципалитетами. Он много ездит по региону, буквально на днях принимал участие в оценке последствий наводнения на севере области. Сергей Ерощенко в курсе происходящего в муниципалитетах. Считаю, что вопрос отношений с властью на местах решается нормально, тут проблем я не вижу.
 
КАДРОВЫЙ ВОПРОС И ГУБЕРНАТОРСКИЙ ОТВЕТ
 
Не менее значимый критерий эффективности – кадровая политика губернатора, умение сформировать дееспособную команду. Оценивая этот момент, эксперты в целом сходятся во мнении: не все просто в этом деле.
 
- В кадровом вопросе ситуация остаётся подвижной, - констатирует Юрий Пронин. - Политическое пространство не до конца переформатировано после деятельности предыдущих губернаторов. Безусловно, большим испытанием для Сергея Ерощенко станут выборы в Законодательное собрание. Видимо, уже после этих выборов в полной мере можно будет говорить о сложившейся политической конструкции при нынешнем губернаторе.
 
- Очень хорошо, что губернатор сделал ставку на местные кадры, но есть и те, кто не смог встроиться в команду, - отмечает Алексей Петров. - Если говорить более предметно, в региональном правительстве сформировался вполне крепкий социальный блок, которым руководит Валентина Вобликова – напряжения в этой сфере не наблюдается. Заметна активность первого заместителя губернатора Николая Слободчикова, что, в общем, и понятно: сейчас тот блок, за который он отвечает (политика) – это передовая, зона боевых действий. Непросто выстраиваются отношения внутри команды, хотя кадры подобраны неплохие. Но единства хотелось бы побольше.
В целом же нашим региональным политикам (и тут я не только губернатора имею в виду) не хватает «публичности» и дипломатичности. Иногда их действия выглядят, скажем так, несколько непоследовательными: то громко покидают «нелюбимую» партию, то снова в нее возвращаются… Ну разве так можно? А это ведь тоже команда губернатора, что ж они так вот бегают? И по совету старейшин при губернаторе хотел бы высказаться: конечно, опыт старшего поколения необходим, но полностью формировать орган из людей в возрасте, многие из которых даже компьютером не умеют пользоваться – это неправильно. У нас ведь век модернизации, надо как-то соответствовать вызовам времени.
 
По мнению Максима Зимина, в команде Сергея Ерощенко по прошествии года уже есть серьезные «потери»: уволены Дмитрий Пивень, Игорь Иванов, ушел Максим Безрядин.
 
- Впрочем, в региональном правительстве имеются высококлассные специалисты – Виталий Барышников, Анатолий Прокопьев, Антон Протасов, Владимир Гордеев и другие, - говорит эксперт. - Однако, нет ощущения, что команда едина - есть достаточно сорганизованные группы. И чтобы получился слаженный ансамбль, многое еще предстоит сделать.
 
Как считает Сергей Ильин, в кадровой политике Сергея Ерощенко есть определенная новизна:
 
- Все губернаторы занимались сменой управленческого аппарата. Правда, одни это делали чисто механически, Ерощенко же пошёл другим путём – постепенной кадровой ротации. Губернатор всем руководителям подразделений дал возможность показать себя, свою способность выполнять обязательства. А уж потом, по результатам, принимал решение – нужен такой человек в команде или нет. Я считаю этот путь правильным и обоснованным.
 
Сергей Шишкин указывает на то, что на умонастроения (и эффективность) команды серьезно влияет целая группа факторов, главный из которых – приближение выборов в ЗС.
 
- Растет напряжение внутри команды Сергея Ерощенко. Я это связываю с тем, что мы подходим к наивысшей точке политической мобилизации – к выборам в областной парламент, - отмечает Сергей Шишкин. - Но пока происходит не столько мобилизация, сколько дезорганизация в работе правительства. По мере роста нагрузки будет происходить перераспределение функций между ключевыми фигурами. Думаю, хорошие шансы усилить влияние у Сергея Дубровина – в том числе за счет того, что влияние Николая Слободчикова уменьшится. Вообще, ожидание пертурбаций в треугольнике Пашков-Слободчиков-Дубровин приводит к напряжению в команде. В целом же ощущение такое: региональное правительство не поспевает за губернаторскими действиями – Сергей Ерощенко работает в высоком темпе.
 
ОПЕРАТИВНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ
 
Оперативность действий и точность в принятии решений по острым вопросам – еще один критерий, по которому стоит оценивать губернаторскую работу. Опрошенные «Телеинформом» эксперты отмечают, что Сергей Ерощенко в течение года продемонстрировал и быстроту реакции, и оперативность (опять же в отличие от предыдущего губернатора).
 
Алексей Петров напомнил о проблеме БЦБК: «У губернатора по этому вопросу взвешенная позиция и он старается действовать оптимально. По лесу тоже предпринимаются вполне адекватные шаги. Наконец-то сдвинулся с мертвой точки проект особой экономической зоны по туризму. Тщательно подходит Ерощенко и к теме проведения БЭФа – вопрос не форсируется, позиция у губернатора - уйти от декларативности и хорошо подготовить мероприятие (именно как деловое, а не для тусовки)».
 
Максим Зимин считает, что «оперативность действий порой опережает их целесообразность. Сочетание глубокого понимания, как решать проблему, и скоропалительных шагов. Это приводит к ситуации, когда заявленное событие либо не происходит, либо откладывается на неопределенный срок».
 
БЛИЗОСТЬ К НАРОДУ
 
Эксперты также оценили, насколько понятны для жителей Иркутской области действия региональной власти, каково отношение в обществе к губернатору.
 
- Насколько мне известно, существенная часть избирателей области не сформулировала чёткого отношения к Ерощенко, - отмечает Юрий Пронин. - Это как раз и отражает сложившуюся ситуацию - конструкция пока не до конца ясна. При этом нужно понять жителей региона – здесь слишком часто менялись губернаторы, поэтому сходу давать какие-то оценки люди не спешат. Тем более что по целому ряду вопросов ситуация в Приангарье сложная. В целом, потенциальные избиратели относятся к Ерощенко более позитивно, чем негативно. Тем не менее, люди ждут результатов, для достижения которых может потребоваться не один год. Кредит доверия губернатору есть, но не беспредельный.
 
Как считает Алексей Петров, «категория «понятности» проходит по ведомству пиар-службы, а с пиаром у нас все нормально: наш губернатор в рейтингах - один из самых информационно открытых. Хотя, наверное, измерять открытость количеством пресс-релизов неправильно».
 
Сергей Шишкин отмечает, что блок по информационной политике в региональном правительстве работает хорошо. Но в том, как строится работа по освещению деятельности первого лица слишком мало прямой речи самого губернатора – в результате теряется колорит личности.
 
ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 
В оценках финансовых показателей работы губернатора (наполняемость бюджета, эффективность в распределении доходов и т.д.) эксперты разошлись во мнениях.
 
Так, Алексей Петров отмечает, что в нынешнем году (и именно при Сергее Ерощенко) бюджет вырос до рекордной суммы в почти 100 млрд рублей. Однако, тут больше удачное стечение обстоятельств, чем чьи-то личные усилия.
 
– Зато есть вопросы по поводу областного резервного фонда – кому он нужен? – задается вопросом политолог. - Смутно представляю, что в отдельно взятой области может произойти финансовый кризис. Мне кажется, лучше эти деньги грамотно использовать на какие-то инфраструктурные или социальные проекты.
 
Сергей Шишкин отмечает, что в вопросах финансовой обеспеченности все обстоит вполне благополучно:
 
- Бюджет области приближен к 100 млрд – это очень хороший показатель. Можно рассуждать об истоках этого «золотого дождя», но финансовых скандалов мы не видим. Губернатор привлекает в регион неплохие деньги. Ведомство Алексея Зезули работает хорошо. Правда, растет дефицит бюджета, но это лишь один из показателей, наряду с прочими.
 
Максим Зимин, напротив, считает, что дефицит бюджета – признак не вполне благополучной ситуации.
- Говорить об эффективности, когда есть дефицит, невозможно в принципе. И оценивать стоит состояние консолидированного бюджета Иркутской области – и регионального и муниципальных в совокупности. А там все не вполне удачно. Ямы в консолидированном бюджете области сопоставимы с теми, какие возникали в кризисные времена. Впрочем, это вина не губернатора, а президента с его «майскими указами».
 
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА
 
По самому, пожалуй, сложному вопросу – эффективности диалога с региональной элитой – эксперты также разошлись во мнениях.
Так, Алексей Петров считает, что Сергей Ерощенко вполне успешно взаимодействует с представителями крупного бизнеса, в том числе по привлечению денег в бюджет.
 
- А вот с региональной элитой все достаточно сложно, - считает эксперт. – У нее камень за пазухой так и остался. Наша фронда, конечно, еще не готова писать коллективные письма «наверх», но эта тишина - до поры. Так что расслабляться не стоит. Вероятно, губернатору придется проявить дипломатию и продемонстрировать готовность вести диалог с элитой. Это важно.
 
Как позитивный и смелый шаг эксперт оценивает то, что губернатор «не стал прятать свои богатства«: «Мужественный поступок – опубличить такую декларацию о доходах. Это характеризует Сергея Ерощенко как честного политика и губернатора. Но что скажут граждане по поводу таких доходов? Этой темой могут воспользоваться недружественно настроенные к губернатору силы».
Сергей Ильин отмечает, что Сергею Ерощенко все же удалось «снять» застарелый конфликт местной элиты с приезжими губернаторами. «Безусловно, разные группы интересов остались, но с другой стороны, нет конфликта федеральных интересов с местными», - констатирует аналитик.
 
Максим Зимин отмечает, что губернатор в полной мере демонстрирует «договороспособность» в диалоге с бизнесом:
- У Ерощенко комплексный подход к работе с бизнесом, он знает, как там все устроено, у него компетентные помощники - Гордеев и Слободчиков, которые отлично разбираются в экономической ситуации. Хочу напомнить, что Николай Слободчиков – банкир, а это очень информированные люди. Губернатор и сам из бизнеса, что хорошо – такому человеку вряд ли получится «запудрить мозги»: ситуацию он трезво оценивает.
 
ШАНСЫ НА ИЗБРАНИЕ
 
Оценивая шансы Сергея Ерощенко на избрание губернатором, если бы выборы состоялись в будущем году (а о такой возможности говорят все более настойчиво), эксперты отмечают, что перспектива неплохая.
Алексей Петров:
 
- Шансы есть. Губернатор активно присутствует в публичном пространстве, других ярких персонажей по разным причинам не наблюдается. Вообще, если посмотреть, то на протяжении последних лет, кроме Ерощенко, новых серьезных политических фигур так и не появилось.
 
Сергей Шишкин оценивает шансы Сергея Ерощенко, как «50 на 50»:
 
- У нас, к сожалению, нет объективных способов рейтингования успешности. Мы не можем знать, как будет работать губернатор в том случае, если лишится карт-бланша. Так что имеет место режим отложенной партии.
 
По мнению Максима Зимина, «шансы у Сергея Ерощенко ровно такие, какие даст Кремль - в современной политической системе иначе и быть не может. Если кто-то даже очень популярен, но не вписывается в планы Москвы, ему объяснят, что на выборы идти не стоит. То есть шансы не обусловлены какой-то электоральной поддержкой». При этом эксперт отмечает, что в Иркутской области, согласно некоторым опросам, рейтинг популярности среди населения у Ерощенко достаточно высок, а антирейтинг - очень низкий.
 
- Обоснованную оценку эффективности диалога губернатора с региональной элитой и партийным ресурсом стоит ставить уже после выборов в ЗС, - считает Юрий Пронин. - Да, мы наблюдаем большую активность, есть ряд перестановок, но в целом оценивать пока рано. В этом я близок к той части избирателей, у которых позитивные ощущения преобладают, но чёткую оценку дать пока сложно. В политическом смысле губернатору было бы полезно выставить свою кандидатуру на выборы, и получить тем самым большую свободу действий. Но с другой стороны, сказать, что у него не найдётся серьёзных конкурентов, - сложно. Это, во-первых. Во-вторых, решение о назначении выборов с участием назначенных губернаторов находится под жестким контролем Москвы.
 
ПОДВОДЯ ИТОГ…
 
…эксперты отметили плюсы и минусы в стиле работы губернатора.
 
- К основным плюсам первого года правления я бы отнёс большое внимание вопросам социальной сферы, - говорит Юрий Пронин. - Очень приятно видеть такой приоритет у руководителя, который долгое время был предпринимателем. Чувствуется, что это не для «галочки». Хотя, скорее, приходится что-то реформировать в социальной сфере, чем просто давать деньги. Пока мы видим больше финансовую поддержку. Тем не менее, это плюс. Кроме того, я бы отметил динамичность губернатора. Не всегда это просто, тем не менее, мы видим его высокую рабочую активность. Он много ездит, принимает много решений на месте. Не столь эффективно всё складывается на федеральном уровне. Хотя, безусловно, губернатор прилагает большие усилия по федеральным и целевым программам, по финансированию в целом и инвестициям в область. Однако для больших результатов, мне кажется, нужны многолетние связи на федеральном уровне, какие были у Мезенцева. Мне кажется, что губернатор пытается очень широким фронтом идти к решению экономических вопросов. Это хорошо, но не хватает узких приоритетов. Есть определённые сомнения в отношении возможностей. Приближается тот период, когда жители уже будут смотреть, что же всё-таки сделано. Подчеркну, позитивные заделы есть, но следует смотреть, как они будут реализовываться.
 
- Одного года недостаточно, чтобы вполне проявить свои деловые качества, - считает Максим Зимин. – У губернатора есть хорошие наработки. Но понятно, что хватает и препятствий в их реализации: это и «майские декреты» президента, и накрывающая страну вторая волна кризиса. Все это будет тормозить развитие региона и мешать в осуществлении планов.
 
Сергей Ильин обращает внимание на необходимость более определенной стратегии развития Иркутской области:
 
- Области требуется движение в сторону инноваций, поскольку альтернатива – сырьевое развитие. Сырьевой способ уже упёрся в определённые проблемы. Должен быть выход на качественно новый уровень. Но для того чтобы что-то реализовать, года недостаточно. Я убеждён, что потенциал Иркутской области позволяет эту проблему решать вполне успешно. Я специально изучал статистику развития Приангарья на фоне других регионов и пришёл к выводу, что мы как были на четвёртом месте в СФО, так и остались. Это также говорит о том, что не всё реализовано. То есть, в абсолютных показателях результаты выглядят значимо, а вот в сравнительных проигрывают. С моей точки зрения, правительству стоит предметнее заняться этими направлениями.
 
Материал подготовили Екатерина Вырупаева, Вадим Мельников, Телеинформ.
Ссылка для блогов