Карта сайта
25 апреля 2012, 04:19

Закон о выборах губернаторов повысит роль избирателей

По мнению политиков, закон написан на долгую перспективу с учетом перспектив развития политического устройства страны
По мнению политиков, закон написан на долгую перспективу с учетом перспектив развития политического устройства страны
Государственная дума приняла во втором чтении закон, законодательно регламентирующий прямые выборы губернаторов

 

Государственная дума во вторник, 24 апреля, приняла во втором чтении закон, законодательно регламентирующий прямые выборы губернаторов. Поправки, принятые в закон, в частности, так называемый «муниципальный фильтр, позволят на первоначальном уровне отсеять откровенных популистов и простимулируют оппозицию поучаствовать в местных выборах, считают эксперты.
 
«Действительно, принимаемый закон позволит отсеять от выборов откровенных дилетантов, варягов, популистов, - заявил во вторник в комментарии ER.RU проректор РЭУ им. Плеханова, директор Института политических исследований, член Общественной палаты, политолог Сергей Марков. – Идея, взятая из французского опыта, уверен, приживется и в России».
 
«Тут есть и еще один существенный момент, - уточняет эксперт. – Сегодня в России часто распространена картина, что в местные, низовые депутаты не хотят идти оппозиционные партии. Они считают этот уровень представительства не престижным. Немудрено, именно на местах приходится работать, решать каждодневные проблемы, стоящие перед муниципалитетами и конкретными гражданами. Тут не до политики, тут сплошные дела и заботы. Теперь же оппозиции, если она хочет заручиться поддержкой этих самых местных депутатов, придется идти и баллотироваться в местные ораны самоуправления, доказать, что она своя, что она понимает и, главное, решает эти конкретные проблемы. Конечно, процесс вхождения  во власть будет небыстрым, да и таковым, скорым, быть не может. Но это позволит расширить существующие рамки политической системы и разнообразить профессионалами (если таковые отыщутся) местный выборный уровень власти».
 
По мнению заместителя комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Ольги Баталиной, высказанному ей в преддверии прений по законопроекту, против своеобразного муниципального фильтра склонны выступать партии, которые не представлены на муниципальном уровне. «И не представлены не потому, что не имеют возможности участвовать в муниципальных выборах, а потому, что не было у них последние годы желания и организационной возможности делать это», - отметила депутат.
 
«Достаточно посмотреть на избирательные кампании и их результаты за последние 4-5 лет, сказала парламентарий. По ее словам, «в лучшем случае оппозиционные партии в процессе выдвижения замещали от 5 до 15 процентов мандатов, а по итогам голосования процент был и того ниже». «Такое слабое внимание к муниципальному уровню власти со стороны оппозиционных партий – закономерный итог слабости их политической, партийной структуры, как правило, не представленной на региональном уровне. Кроме того, в рядах оппозиции силен кадровый голод», - подчеркнула она.
 
В то же время, считает депутат, что претендовать на выдвижение кандидатов на высший пост в субъекте Федерации имеют моральное право только те партии, которые пришли в регионы всерьез и надолго, работают там и будут продолжать работать. «Что является мерилом эффективности любой партии в регионе? Количество решенных вопросов, направленных на повышение качества жизни людей. Эта задача не может быть решена без мощного, серьезного представительства в муниципальных органах власти. Думаю, что такой порядок избрания губернаторов будет стимулировать политическую конкуренцию на муниципальных выборах, заставит все политические партии серьезнее относиться к власти в шаговой доступности и повысят авторитет, влияние и значение муниципальной власти в нашей стране», - добавила Баталина.
 
По ее словам, необходимо понимать, что «сегодня мы действуем в условиях семипартийной политической системы, но уже завтра, учитывая серьезно упрощенный порядок регистрации партий, их появится не один десяток, и каждая из них будет иметь право предложить свою кандидатуру на пост губернатора».
 
Поправки, внесенные в законопроект о выборах губернаторов ко второму чтению, обеспечивают ротацию губернаторских кадров и чистоту рядов, заявила первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева.
 
«Уверена, что благодаря вносимым в выборное законодательство поправками, губернатор будет пользоваться большим авторитетом и поддержкой как у местного населения, так и у депутатов региональных собраний», - сказала парламентарий.
 
Она напомнила, что в 90-е главами регионов становились местные криминальные авторитеты, которые высокий пост превращали в личную кормушку или в прикрытие для своих махинаций. «Чтобы предотвратить повторение прежнего сценария, в законопроект вносится поправка, согласно которой кандидатами в губернаторы не могут становиться лица, которые когда-либо были осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. Эта норма станет барьером для сращивания криминала с властью», - подчеркнула Яковлева.
 
По ее словам, те губернаторы, которые выполняли свои обязанности на «двойку» и были сняты с должности, не смогут в течение двух лет выдвигаться вновь на пост главы региона. «Утраченное доверие теперь выражается во временных рамках. Однако и те, кто засиделся на месте, после двух сроков подряд не смогут снова претендовать на губернаторское кресло. Таким образом, поправки ко второму чтению обеспечивают ротацию кадров и чистоту рядов. Но если такие ограничения не помогут, и на должности руководителя субъекта РФ окажется недостойный этого человек, то законодательно устанавливается: для проведения референдума по отзыву губернатора необходимо будет собрать не менее 25% подписей избирателей. На мой взгляд, вносимые в избирательное законодательство изменения значительно расширяют демократический инструментарий, повышают роль избирателей в определении судьбы своего региона, не снижая при этом роли партии и ответственности президента РФ», - заключила Яковлева.
 
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что фильтры, которые предусмотрены в законопроекте о выборах глав регионов, позволят избрать самого достойного кандидата.
 
«Это вполне нормальная практика, когда глава государства консультируется с партиями, которые представлены в региональном Законодательном собрании, а также с депутатами муниципального уровня по кандидатам, которые выдвигаются на пост главы субъекта», - заявила Матвиенко во вторник, 24 апреля.
 
При этом, спикер добавила, что «у нас вертикаль власти еще никто не отменял».
 
Процедуру, которая прописана в соответствующем законопроекте, прошедшем второе чтение в Госдуме, она назвала вполне демократичной. «Такой принцип отбора не позволит превратить выборы глав субъектов в фарс, и при этом повысит роль муниципальных органов власти, которая избирается, между прочим, населением региона», - подчеркнула Матвиенко.
 
По ее мнению, если кандидат в губернаторы уверен в себе, то он сам будет стремиться получить максимум поддержки в регионе, как на уровне субъекта, так и на уровне муниципальных органов власти, с тем, чтобы, как выразилась спикер, «не выглядеть одиночкой, пытающим свое счастье».
 
Матвиенко не согласна с мнением, что такая система перекроет дорогу кандидатам в губернаторы от оппозиционных сил. «Это уже стереотип, что большинство в законодательных муниципальных органах власти находится за «Единой Россией». Уже через полгода будет другая политическая картина в стране, потому что будет много партий, и они пойдут пробовать свои силы в муниципальные органы власти, в региональные. И я уверена, что муниципальные депутаты будут представлять самый разный спектр политических партий и сил», - считает Матвиенко.
 
По ее словам, закон «написан на долгую перспективу с учетом перспектив развития политического устройства страны».
 
Добавим, что в первом чтении документ был принят Госдумой еще 28 февраля. Согласно ему, высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на пост губернаторов выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения.
 
Ко второму чтению документа поступило более 140 поправок, примерно половину из которых рекомендовал к принятию профильный думский комитет - по конституционному законодательству и государственному строительству.
 
В частности, принята поправка о так называемом муниципальном фильтре. Согласно этой норме, претенденты на пост губернатора должны заручиться поддержкой от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований субъекта РФ, представляющих не менее трех четвертей муниципальных районов и городских округов региона.
 
Кроме того, принята поправка о том, что регионы в своем законодательстве сами предусматривают возможность самовыдвижения кандидатов на выборах губернаторов.
 
Также изменяется норма о так называемом президентском фильтре. В первом чтении в законопроекте было прописано, что партии, выдвигающие кандидатов, должны проводить консультации с главой государства. Во втором чтении предусмотрено, что президент самостоятельно определяет необходимость проведения таких консультаций, а также их порядок. Причем эти консультации могут проводиться не только с партиями, но и с самовыдвиженцами.
 
Кроме того, во втором чтении внесена поправка о том, что выборы губернаторов могут проходить в два тура. В первоначальном варианте законопроекта был предусмотрен лишь один тур, когда устанавливалось, что победителем становится тот кандидат, который набрал простое большинство голосов избирателей. Теперь же определено, что избранным может считаться лицо, получившее 50% плюс один голос от числа участников голосования.
Ссылка для блогов