Карта сайта
24 апреля 2012, 04:50

В политике нельзя любить себя больше, чем людей

Сергей Неверов: Решения, которые будет сегодня принимать Государственная дума, как раз и позволят уже на начальном этапе сделать так, чтобы в избирательном бюллетене оказались достойные кандидаты
Сергей Неверов: Решения, которые будет сегодня принимать Государственная дума, как раз и позволят уже на начальном этапе сделать так, чтобы в избирательном бюллетене оказались достойные кандидаты
Свой взгляд на выборы губернаторов Вице-спикер Госдумы от «Единой России» Сергей Неверов изложил в статье для «Известий»

В политике нельзя любить себя больше, чем людей, ради которых туда идешь. Когда свое «я» зашкаливает, когда появляются какие-то личные обиды (там меня недооценили, здесь обошли) и человек не можете переступить через эти обиды, это конец. Потому что пользы от таких политиков не будет. Об этом пишет вице-спикер Госдумы, секретарь Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» Сергей Неверов в статье, опубликованной во вторник, 24 апреля, в газете «Известия».

 
«Сегодня Государственная Дума рассматривает во втором чтении поправки в законы «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», проще говоря, о выборах губернаторов. Одним из самых обсуждаемых станет, скорее всего, вопрос о том, что для выдвижения на должность главы региона необходимо собрать подписи 5–10% депутатов муниципального уровня. С таким предложением выступили законодатели из регионов. Сейчас в обществе идет дискуссия о целесообразности такого подхода, его соответствии образцам стран с развитой демократией.
 
Новое качество региональной власти
 
Почему-то среди определенной категории наших политиков и экспертов принято считать, что в Америке или Европе демократии больше, чем у нас. Давайте посмотрим, как происходит, например, во Франции.
 
В этой стране на выборах президента кандидату необходимо собрать подписи 500 народных избранников разных уровней — мэров, членов региональных и департаментских советов, парламентариев. Такая система начала работать в 1958 году — тогда речь шла о 50 подписях. Потом их число увеличили вдвое, а спустя еще полтора десятка лет довели до 500. С 1976-го ввели необходимость обнародовать имена поручителей в официальной правительственной прессе, для того чтобы каждый мог знать, кто из народных избранников за кого из кандидатов в президенты поручился и несет за него ответственность перед избирателями.
 
Марин Ле Пен, политик, исповедующий националистические взгляды, в этом году с большим трудом смогла собрать необходимые подписи для регистрации кандидатом в президенты. Многие отказывали, чтобы не быть уличенными в сотрудничестве с ней. Ле Пен даже обратилась в Конституционный совет с просьбой, чтобы поручители были анонимными. Но получила отказ.
 
Во Французской республике считают такую процедуру демократичной и не намерены от нее отказываться. Даже на президентских выборах на Западе используют такой подход.
 
Для людей, когда они избирают губернатора, важно, чтобы он занимался проблемами региона. А у нас подчас губернатор может не первый срок работать, а жители районов только по телевизору его и видят, он к ним не считает нужным даже приехать. Если будет действовать принцип, о котором говорим, уже в момент выдвижения кандидат должен проехать практически по всей территории региона, встретиться с местными депутатами, пообщаться с людьми, лучше узнать, чем они живут. И в дальнейшем он будет больше ориентироваться на жителей.
 
Если же кандидат не сможет собрать необходимое количество подписей, то тогда и говорить не о чем. Значит, этот человек не обладает необходимыми для губернатора качествами либо его взгляды на решение проблем конкретного района неприемлемы для большинства. Тем более что речь идет о десятках, максимум сотнях поручителей. Предположим, региональными парламентами будет установлена норма в 5%. Тогда на сегодняшний день, например, в Алтайском крае кандидата должны поддержать около 400 муниципальных депутатов, так как всего в крае их более 7,8 тыс. Алтайский край — регион, где большое количество муниципальных образований. В других регионах их меньше, а значит, и количество необходимых подписей уменьшается. В Брянской области — около 3,4 тыс. таких депутатов, то есть необходимо собрать от 160 до 170 подписей. В Москве — чуть больше 1,5 тыс. депутатов, следовательно, подписей должно быть 70–80. В Сахалинской области их нужно собрать 17. В Ненецком АО — восемь.
 
Другой плюс такого подхода — у будущего губернатора появится стимул выстраивать отношения с местной властью, не относиться к ней как к «младшим братьям». Ведь многие вопросы можно решить только в тесном взаимодействии региональной и местной властей. А если глава региона понятия не имеет, что творится в том или ином поселке, при этом местные руководители могут часами просиживать в очереди на прием, проблемы решаться не будут.
 
То, что предлагается сегодня, — это хороший старт для формирования в регионе единой команды представителей разных уровней власти, выстраивания нормальных коммуникаций между ними.
 
Праймериз вместо политического шантажа
 
Еще один вопрос, который будем обсуждать сегодня, — это проведение президентом по его инициативе консультаций с партиями, которые предлагают кандидатов в губернаторы, или с самовыдвиженцами, которые идут на выборы. Эта норма логична. Ведь выстраивание отношений с федеральным центром — это тоже часть работы губернатора. Губернатор — должность, встроенная в вертикаль власти. И президент должен влиять на ситуацию, в случае если она выходит за рамки.
 
Принятие этих решений (о сборе подписи муниципалов, возможном проведении Президентом консультаций) будет способствовать повышению эффектности региональной власти. А выиграют от этого в конечном итоге люди.
 
Можно сказать, что предварительное обсуждение кандидатов на пост главы региона — своего рода праймериз кандидатов. В местные советы чаще всего избираются люди активные, уважаемые, лидеры общественного мнения. И уже на этапе выдвижения в губернаторы будет учитываться их мнение, а в конечном итоге — и мнение большинства населения. Ведь муниципальные депутаты, уверен, в свою очередь, будут советоваться с людьми, стоит ли ставить подпись в поддержку того или иного кандидата. Это будет нечто вроде предварительного голосования. И это целесообразно. Ведь скоро у нас появятся новые партий и каждая может предложить своего кандидата.
 
Оппоненты этого решения из оппозиционных партий чаще всего приводят аргумент, что закон пишется для власти, для «Единой России» и она сможет проводить на губернаторские посты выгодных ей кандидатов.Скорее всего, цель таких заявлений — заранее оправдаться, почему их не поддержали на местном уровне, или даже прикрыть элементарное нежелание идти разговаривать с людьми, просить их поддержки.
 
4 марта, когда выбирали около 26 тыс. муниципальных депутатов по всей стране, «Справедливая Россия» выдвинула своих представителей всего на 14% мест, КПРФ — на 17%, ЛДПР — на 12%. «Единая Россия» — на 84,5%. Комментарии излишни.
 
Мы считаем для себя приоритетом работу на местах. Если ты выдвинулся кандидатом на пост губернатора и не работаешь на местном уровне, в любом случае возникнет конфликт. Любая партия, которая хочет побеждать, должна, на мой взгляд, иметь поддержку на муниципальном уровне. Ведь федеральный и частично региональный — это уже политика. На муниципальном — самое острие проблем, там нужно каждый день общаться с людьми, реально работать. Мало кто из представителей оппозиции хочет этим заниматься. Зачем им ответственность? Они хотят сразу в Думу, или в губернаторы, или, в крайнем случае, в мэры областного центра. А если их не избирают, тогда объявляют голодовки, применяют другие формы политического шантажа. Причем обязательно с телекамерами и шоу на всю страну.
 
Что происходит, когда политикам, рвущимся во власть, наплевать на людей с их ежедневными проблемами, наблюдали в эти дни в Астрахани.
 
Кто достоин, решат люди
 
Если оставить в стороне эмоции с красивыми эпитетами, которых было много вокруг голодовки Шеина, и посмотреть только на факты, увидим следующее. На выборах мэра за него проголосовало 60 тыс. человек. Его соперника — Столярова — поддержали 130 тыс. Разрыв больше чем в два раза. Если бы все избиркомы города занимались фальсификациями, если бы все открепительные пошли на махинации, и то невозможно сфальсифицировать такой разрыв. И Шеин это прекрасно знал. Поэтому всё, что происходило дальше, не более чем поза: вот я такой всеми обиженный, жалейте меня, сделайте из меня «знамя оппозиции». Губернатор Астраханской области Жилкин предлагал ему пост в администрации области: иди, работай. Он отказался. Просто потому, что не намерен он работать. Не для этого участвовал в выборах мэра. До этого в декабре у него был проигрыш на выборах в Государственную думу. Не случайно, как писали СМИ, он не освобождал до 19 апреля депутатскую квартиру в Москве. Всё это от большого желания опять оказаться в Охотном Ряду. Если бы Миронов пообещал ему мандат, думаю, Шеин сразу бы закончил голодовку. А так о нем все забыли, вот он и пытается о себе напомнить. И исход выборов в мэры Астрахани для него был заранее понятен. Человек, который никогда не занимался хозяйственной деятельностью, более того, ведет себя безответственно, никогда не будет поддержан людьми на пост, где надо отвечать за качество дорог, здравоохранения, образования.
 
В политике нельзя любить себя больше, чем людей, ради которых туда идешь. Когда свое «я» зашкаливает, когда появляются какие-то личные обиды (там меня недооценили, здесь обошли) и человек не можете переступить через эти обиды, это конец. Потому что пользы от таких политиков не будет.
 
Решения, которые будет сегодня принимать Государственная дума, как раз и позволят уже на начальном этапе сделать так, чтобы в избирательном бюллетене оказались достойные кандидаты. А кто будет избран, решат жители региона».
Ссылка для блогов