Степан Франтенко: Государство идет по пути дебюрократизации экономики, включая сельское хозяйство
Россия избавляется от излишнего бюрократического давления на экономику, что должно привести к повышению ее эффективности и росту объемов производства. В частности, 28 июня Госдума приняла в третьем чтении закон, направленный на дебюрократизацию в сельском хозяйстве, связанную с обращением с так называемыми «побочными продуктами животноводства». Речь идет о помете, навозе и др., что традиционно считалось естественными органическими удобрениями, но законодательно было отнесено к отходам и подпадало под полный перечень требований природоохранного законодательства, наравне с опасными промышленными отходами.
«Закон «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приводит в соответствие нормативную базу, а конкретно: устанавливает четкие планы, регламенты и называет непосредственно те структуры, которые имеют право проверять обращение с этим видом удобрений, - комментирует член политсовета Иркутского регионального отделения ВПП «Единая Россия», заместитель председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Иркутской области Степан Франтенко. – До сих пор существовала практика, что за один объект отвечали и Россельхознадзор, и Росприроднадзор. Сейчас это урегулировали. Конечно, требования к обращению с побочным продуктом животноводства остаются достаточно жесткими: их складирование возможно только на специализированных площадках, оборудованных должным образом, все процессы, связанные с ферментацией, остаются прежними. Сохраняется контроль за тем, как они хранятся, перерабатываются, вносятся в почву. Все требования – экологические, санитарные – к специализированным площадкам по хранению и переработке побочных продуктов животноводства остаются прежними. Никакого смягчения по экологическому законодательству не произошло. Но в чем изменения? Устраняются излишние, необоснованные проверки, которые мешают производственникам нормально работать. Это теперь будут не три-четыре надзорных органа, а один – Россельхознадзор».
Как отметил Степан Франтенко, регламент прописан детально, он исключает «бюрократическую самодеятельность» и перегибы с требованиями, которые особенно больно били по малому и среднему бизнесу в АПК, крестьянско-фермерским хозяйствам. В частности, сохраняется требование об экологической экспертизе строительства площадок по хранению и переработке побочных продуктов животноводства, но устраняется требование проходить экологическую экспертизу самой технологии, что избавляет сельхозтоваропроизводителей от многомиллионных необоснованных затрат.
Отправной точкой для принятия закона стала ситуация в Краснодарском крае, где были выписаны штрафы в размере 8 млрд рублей сельскохозяйственному предприятию, которое вносило органические удобрения со своих животноводческих ферм на собственные поля. На эту ситуацию обратили внимание политическая партия «Единая Россия», сенаторы и депутаты Госдумы.
«Необоснованный контроль, штрафы и проверки ни к чему хорошему не приводят и парализуют всю экономику. Сейчас государство идет по пути послаблений, которые нацелены на то, чтобы экономика, включая сельское хозяйство, работала и производила продукцию. Бюрократические сковывающие правила надо убирать. Мы должны быть самодостаточны по продуктам питания, должны быть защищены от внешнего влияния по таким критическим и важным точкам. Та логика, что газ продадим и купим продукты питания, уже не работает», - считает Франтенко.