Баталина назвала главные решения Партии, направленные на повышение уровня благосостояния граждан
Заместитель секретаря Генсовета партии «Единая Россия», депутат Государственной Думы Ольга Баталина в ходе заседания комиссии «Единой России» по реализации предвыборной Программы Партии рассказала о решениях, направленных на повышение уровня благосостояния граждан.
Она напомнила, что в разделе «Социальная политика» пять основных тематических блоков: «Сохранение и повышение уровня благосостояния», «Достойная работа и профессиональная самореализация для всех», «Сбережение и приумножение народа», «Равные возможности и качество жизни для всех» и «Гражданская активность и общественная инициатива – основа социального развития». «Вместе с экспертами мы подвели предварительные итоги реализации каждого пункта Программы, который входит в эти тематические разделы», - отметила парламентарий.
Баталина подробно остановилась на первом тематическом разделе «Сохранение и повышение уровня благосостояния». «Одной из ключевых задач, которую Партия ставила перед собой в этом разделе – это сохранить достигнутый реальный уровень оплаты труда, а с 2018 года – обеспечить его повышение в соответствии с темпами роста экономики», – подчеркнула она.
«Понятно, что рост реальной заработной платы напрямую связан с ситуацией в экономике, с инвестиционной активностью. Здесь ситуация постепенно улучшается, и мы видим, что по оценке Росстата, в январе-феврале 2017 года рост реальной заработной платы составил 102,3 % к январю-февралю 2016 года. Но при этом надо отметить, что ситуация в экономике неоднородна и этот показатель, безусловно средний по экономике, не характеризует состояние отдельных отраслей. Улучшение пока отмечается только в ряде отраслей», - продолжила парламентарий.
«На особом контроле у Партии повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. И основой для этого, конечно, являются майские указы нашего Президента», – заявила Баталина.
В целом, по ее словам, «дорожные карты» выполняются. «В случае, если происходят сбои, Партия в такие ситуации вмешивается, как это было в начале текущего года, когда пошли сигналы из ряда регионов о задержках выплаты зарплаты и уменьшении стимулирующих выплат воспитателям детских садов», – напомнила Баталина. В результате проведенного мониторинга, подчеркнула она, удалось решить проблему с задержкой оплаты труда воспитателям в ряде субъектов РФ, в частности, в Крыму, в Дагестане, Карелии, Псковской, Ивановской, Иркутской областях.
По мнению парламентария, Партии важно обратить внимание на тех работников бюджетных учреждений, которые не попадают под нормы майских указов. «Рассмотреть возможность провести индексацию заработной платы этим категориям, учитывая, что уже четыре года подряд индексация заработной платы не проводилась и разумеется, это влияет в целом на фонд оплаты труда и, в том числе, на выполнение обязательств по выплате заработной платы, по повышению заработной платы в соответствии с «дорожными картами» указов», - подчеркнула депутат.
По словам замсекретаря Генсовета Партии, на ситуацию с оплатой труда влияет и повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), который с 1 июля 2017 года будет повышен до 7800 рублей. Баталина назвала «знаковым» решение председателя Партии, премьер-министра Дмитрия Медведева по итогам Социального форума в Санкт-Петербурге повысить с 1 июля 2016 года МРОТ до 7500 рублей. «По предварительным экспертным оценкам в текущем году соотношение МРОТ и прожиточного минимума составит порядка 70%», - добавила она.
«Учитывая принятое решение по повышению минимального размера в течение двух лет считаем важным принять решение и отвязать страховые платежи индивидуальных предпринимателей в социальные фонды от минимального размера оплаты труда», - заявила Баталина.
Если такое решение не будет принято, то, по словам депутата, будет необходима дополнительная экономическая экспертиза, показывающая, насколько индивидуальные предприниматели справятся с этой возрастающей нагрузкой. «Мне представляется, что «дорожная карта» должна быть чуть более плавной для того, чтобы, делая совершенно правильное и справедливое решение, выполняя нормы Трудового кодекса, мы болезненно не ударили по индивидуальным предпринимателям», – указала парламентарий.
Важный пункт Программы – сохранить уровень жизни пенсионеров, а с 2017 года – обеспечить его повышение в соответствии с темпами роста цен. «Те обязательства, которые Партия принимала на себя по безусловному выполнению норм федеральных законов, касающихся индексации пенсий в 2017 году, выполнены. Мы вновь вернулись к полноценной индексации страховых пенсий в соответствии с темпами роста цен за предыдущий год», - подчеркнула Баталина, добавив, что 1 февраля страховые пенсии неработающим пенсионерам были индексированы исходя из фактической инфляции прошлого года на 5,4%, а с 1 апреля доиндексированы до 5,8%.
«И с учетом проведенных индексаций и фиксированных выплат среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2017 году составит 13655 рублей. Это практически 160% прожиточного минимума пенсионера», – указала замсекретаря Генсовета «Единой России».
Она напомнила, что всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума, сохраняются федеральная или региональная социальная доплата.
«Но уровень жизни пенсионера и его сохранение - это не синоним уровня роста пенсий. Разумеется, на уровень жизни пенсионеров влияет как темп роста доходов, так собственно темп роста расходов пенсионеров. Поэтому на отдельном контроле у Партии мониторинг всех тех значимых экономических величин, которые влияют на потребительскую корзину пенсионеров, в том числе и тарифов на коммунальные услуги, и цен, на лекарственные препараты и многих других», - заверила Баталина.
Замсекретаря Генсовета «Единой России» напомнила, что «обязательства Партии в этой части Программы касались также восстановления с 2017 года всех индексаций выплат, пособий, компенсаций в соответствии с нормами действующего законодательства». «Напомню, что был закреплен и новый порядок индексаций, мы перешли на индексацию социальных выплат по фактическому уровню инфляции за прошлый год и теперь это делается с 1 февраля текущего года», - отметила она.
Баталина указала на ряд проблем в этом вопросе: «Если на федеральном уровне все обязательства по индексации социальных выплат выполняются, кроме таких редких случаев, как, например, принятое решение по неиндексации материнского капитала, то на региональном уровне это не так. В большинстве регионов, к сожалению, свои социальные выплаты субъекты РФ не индексируют – иногда по четыре, пять лет подряд».
«Мы считаем, что такие обязательства должны быть по аналогии с федеральными законами заложены в региональных законах, и, оценивая свои возможности, субъекты РФ должны понимать, что важно не только установить социальную выплату, но и выполнить обязательства по тому, чтобы эта социальная выплата в дальнейшем не съедалась инфляционными издержками, которые происходят в экономике», – продолжила Баталина.
Еще одно обязательство, которое было принято в предвыборной Программе –совершенствование адресной программы социальной поддержки населения и расширение практики их применения. По мнению Баталиной, речь идет о повышении эффективности социальной политики и эффективности мер социальной поддержки с тем, чтобы они адресно направлялись более нуждающимся в этом гражданам.
«Как показывает мониторинг, учитывая сложное положение региональных бюджетов, в большинстве случаев идет сокращение объема обязательств. То есть речь идет преимущественно о сокращении расходов, а не о повешении эффективности механизмов социальной поддержки. При этом освобождающееся средства оптимизации отдельных социальных выплат, расходов, субъекты РФ могут направлять на поддержку других социально незащищенных категорий населения», - напомнила депутат.
При этом имеются проблемы, связанные с применением критериев нуждаемости. «Важен взвешенный подход, и главное – любые изменения должны проходить общественные обсуждения, чтобы люди понимали, на что направлены те или иные изменения в социальной политике на региональном уровне. И, собственно, кто является выгодоприобретателем принимаемых решений», – уверена Баталина.
Она считает, что если высвобождающие средства направляются на увеличение объемов отдельных выплат или на повышение их эффективности, на поддержку отдельных категорий, которые в этом нуждаются, то и общественная поддержка принимаемых решений будет выше.
«Одна из эффективных мер поддержки на региональном уровне, введенная федеральным законом в 2013 году, – это социальный контракт, где применяются критерии адресности и критерии нуждаемости и видна эффективность этой меры поддержки. Объем этой меры поддержки растет, а это тоже обязательство, которое мы предусмотрели в нашей предвыборной Программе», - подчеркнула она, добавив, что в 2016 году общая сумма социальных контрактов, реализованных по стране, составила порядка 2,4 млрд рублей.
«Эффективность этой меры поддержки заключается в том, что она позволяет людям справляться с трудной жизненной ситуацией, потому что внутри семьи формируется новый источник дохода, – отметила депутат. – И они в дальнейшем справляются со своими трудностями без социальной поддержки государства».
Примечательно, что на Социальном форуме в Санкт-Петербурге уже предлагалось ввести софинансирование из федерального бюджета региональных программ государственно-социальной помощи на основании социального контракта. «С точки зрения поддержки регионов в этом направлении, это один из самых эффективных инструментов, который станет хорошим стимулом для увеличения объемов поддержки на региональном уровне и для их расширения», - указала Баталина.
Две позиции в этом блоке Программы касались справедливости в вопросах оплаты труда. Один из пунктов – установить зависимость размера заработной платы топ-менеджмента госкорпораций и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% акций находится в собственности РФ, от показателей эффективности и прибыли указанных организаций. Как отметила Баталина, в настоящий момент это реализовано.
«Минэкономразвития совместно с Росимуществом разработаны методические указания по применению ключевых показателей эффективности для таких компаний. Наименования этих показателей, их целевое значение будут утверждаться организацией. Таким образом, уровень вознаграждения, заработной платы топ-менеджемента будет увязан с ключевыми показателями эффективности. Мы со своей стороны, как Партия, обеспечим контроль за тем, как это реализуется, и оценим, насколько эффективны данные решения», - заверила Баталина.
Второе решение, которое было предусмотрено, – ввести ограничение в соотношении зарплат руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий со средней заработной платой в этих учреждениях. «Это мероприятие программы также выполнено. Был принят федеральный закон, который затрагивает и государственные учреждения, и унитарные муниципальные предприятия, и государственные внебюджетные фонды, и территориальные фонды медицинского страхования. В настоящий момент такие предельные меры установлены в этих государственных учреждениях», – отметила Баталина.
По ее словам, соответствующие федеральные и региональные нормативные акты приняты, и Партия осуществляет контроль затем, как они будут реализованы на местах.